С 27 марта по 16 апреля 2023 года во всех субъектах Российской Федерации пройдет IX Акция – «Недели финансовой грамотности для детей и молодежи»
подробнее...
Телефон горячей линии по вопросу незаконных сборов денежных средств с родителей (86135)4-08-23 8(918)1769168 Договор пожертвования денежных средств
подробнее...
27 февраля 2023 прошел педагогический совет «Детское экспериментирование –средство интеллектуального развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс дошкольного учреждения».Цель: систематизация знаний...
подробнее...
Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.
Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.
- Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
- Его принадлежность к подлинному искусству.
- Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Приведем конкретные примеры.
Обратимся к финальной части русской народной сказки "Теремок".
"Пришел медведь и стучится:
- Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- Я, лиса - при беседе краса.
- Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. А ты кто?
- Я вам всем пригнетыш.
Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал".
Второй вариант. "Идет мимо медведь косолапый, ревет:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я медведь косолапый.
- Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить...".
Внимательно ознакомившись с этими вариантами, педагог скорей всего отдаст предпочтение второму как более понятному дошкольнику. Некоторые слова и выражения из первого варианта ("пригнетыш", "хватыш" и др.) непонятны ему, а их запоминание и пересказ не способствуют формированию литературного вкуса.
В последнее время появились и разные обработки русской народной сказки "Колобок".
"Вдруг навстречу ему идет заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою, - сказал колобок.
Спел песенку и покатился дальше".
Второй вариант. "Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я, колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!..".
Песенка колобка опущена, что, казалось бы, облегчает восприятие сказки, но без песенки колобка сказка теряет свое очарование. Художественный текст фактически превращается в сухое перечисление фактов, исчезает возможность наслаждаться народным слогом сказки, что не способствует формированию литературного вкуса ребенка.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.
Размещено: 25.05.2011