Вот и закончилась череда новогодних утренников в детском саду. Наши новогодние утренники была яркими, веселыми и музыкальными. Нарядная елочка, подарки, Дед Мороз со Снегурочкой, Снеговик, Баба Яга, Лиса и Волк и множество других сказочных...
подробнее...
ПРОГРАММА ДОЛГОСРОЧНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ (ПДС)-новые инвестиции в твое будущее
подробнее...
«Субъекты РФ — навстречу гражданам России 2024»: федеральный новостной лекторий. Руководствуясь задачами информирования широких кругов общественности и федеральных органов государственной власти в деле обеспечения регионами...
подробнее...
«Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»
В дошкольном образовании сегодня проходят большие перемены, основа которых была заложена государством. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.[1,с.27].
Главная цель политики в сфере дошкольного образования- качественное образование.[2.стр.2]
И в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены следующие нормативно-правовые документы: федеральный государственный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО), СанПин к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации дошкольного образования, не предусматривающая предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, а обеспечивающая каждому ребенку стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста, определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность к школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главе индивидуальный подход к ребенку, с целью сохранения самооценки дошкольного детства.[2,стр.2,3.]
«Ребенку не надо готовиться к жизни, он уже живет, поэтому важно на государственном уровне понимать, что необходимо, по словам президента РФ В.В.Путина «инвестировать в человека»».
Поэтому задача современного педагога ДОО спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы это был целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, обеспечивающий каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии. Сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Отсюда возникает вопрос. Так какой же он современный образовательный процесс с дошкольником? Тут мы вспоминаем слова М.Монтессори: «Мы не можем предвидеть всех последствий приглушения непосредственной самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность. Может быть мы заглушаем саму жизнь». Поэтому нам воспитателям «нового» времени необходимо играть роль посредника в сопровождении ребенка в мир, ведь на нас ложиться особая миссия поддержки ребенка в проявлении детской инициативы. А это требует величайшей осторожности и искусства.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Это совместная деятельность педагога с детьми, образовательная деятельность во всех режимных моментах, организованная образовательная деятельность(ООД) и самостоятельная деятельность детей.
И осуществляется образовательная деятельность в различных видах детской деятельности, направленных на освоение детьми образовательных областей: двигательной, игровой, трудовой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.
Поэтому прежде всего нам необходимо организовать правильное рабочее пространство при проведении ОД, уходя от школьно-урочной формы, где взрослый-учитель и за детьми жестко закреплены рабочие места, запрещено перемещение и свободное общение детей.
Ведь взрослый, согласно ФГОС ДО-это партнер, рядом(вместе) с детьми. Здесь разрешено свободное размещение детей, их свободное перемещение и общение в процессе деятельности.
Изменилась и позиция взрослого, теперь он выполняет работу вместе с детьми, пересаживается если видит что кто-то из детей в нем особенно нуждается. При этом все деть могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и обязательно находяться в поле зрения воспитателя.
Основными целями образовательной деятельности являются: накопление детьми необходимого личностного опыта и использование ими же приобретенного опыта и конечно же самостоятельное добывание знаний.
Стандарт призывает нас не учить, а развивать! И мы смело можем ставить перед собой совокупность задач: обучающая –повысить уровень развития; воспитательная- формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения; развивающая- при обучении развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности- речь, память, внимание, воображение, восприятие. Первым этапом для эффективности в решении поставленных задач являются созданные условия: организация пространства, правильное размещение оборудования и материалов, соблюдение гигиенических условий.
Немаловажным является подбор правильной мотивации. Мотивация-это совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. Правилами построения мотивации является учет возраста(в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию). Мотивация должна быть «экономной» и не должна доминировать. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления. Выбор мотивации зависит от поставленных задач и целей.
Давайте рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации.
Младший дошкольный возраст.
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей(кукол, живущих в группе, животных в лесу и т.п.) что-то случилось(грозит опасность или случилось радостное и грандиозное событие). Поэтому им необходимы те или иные предметы, которые нужно слепить, нарисовать, построить, собрать и т.д., т.к. герои-персонажи этого делать не умеют, но узнали о том, что в этом детском саду есть очень умелые и добрые детки, которые им помогут.
2. Вам необходимо обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь, и обязательно необходимо дождаться ответа детей о своей готовности помочь.
3. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного героя-персонажа, который радуется, находясь рядом с ним, высказывает свои эмоции и пожелания. Поэтому необходимо иметь в достаточном количестве мелкие игрушки. Данные игрушки необходимы также для оценки детских работ, котрая дается как бы от лица игрушек-персонажей.
4. По окончании работы детям младшего дошкольного возраста необходимо дать возможность поиграть с игрушками-героями.
Старший дошкольный возраст.
1. В старшем дошкольном возрасте потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Но здесь главное не персонажи, а сюжеты( пришло смс-сообщение от персонажа, и тд.).Сюжеты могут быть продолжительными(например, поездка на автобусе, плавание на корабле). Также в старшем дошкольном возрасте широко используются проблемные ситуации. Проблемная ситуация-это такая ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти. Для старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затее и самостоятельно. Предлагает проводить погружение в проблемную ситуацию по технологии «трёх И».
Первое «И» - Известно (Что мы знаем о …..?).
Второе «И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о…?).
Третье «И»- Изучили (Что мы узнали о ….?).
Правильно созданная проблемная ситуация способствует том, что ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение, а также решает и самоконтролирует правильность данного решения. Таким образом, введение в образовательный процесс игры создает мотивацию учебной деятельности. Позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку, вызывает у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием доставляет воспитанникам удовольствие от полученного результата.
Мы создаем условия, правильную мотивацию и ведем образовательным процесс где взрослый, как равноправный участник предлагает всевозможные способы реализации задач, исподволь «задает» развивающее содержание(новые задания, способы деятельности); предлагает свои идеи, проявляет заинтересованность в результатах деятельности других, включается во взаимное обсуждение, усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержание общением. И нельзя забывать о том, что у каждого вида деятельности должен быть «открытый конец», т.е. каждый ребенок решает сам закончил он или нет свою работу.
Вследствие данных умозаключений можно сделать выводы, т.е.указать различия образовательного процесса, понять разницу в организации образовательного процесса в дошкольной организации До и После…
До…в ходе учебной деятельности:
1)Ребенок-объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Позиция «Учитель-ученик».
2)Основная деятельность- учебная.
3)Основная модель воспитательно-образовательного процесса- учебная.
4)Основная форма работы с детьми- занятие.
5)Применяются в основном так называемые прямые методы обучения9при частичном использовании опосредованных.
6)Мотивы обучения на занятиях не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого.
7)Все дети обязаны присутствовать на занятии.
8)Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.
После….через организацию детских видов деятельности.
1) Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Позиция «Партнер-партнер».
2) Основная деятельность-это так называемые детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность и т.д.
3) Основная модель организации образовательного процесса- совместная деятельность взрослого и ребенка.
4) Основная форма работы с детьми- рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерские и т.д.
5) Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения(при частичном использовании прямых).
6) Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.
7) Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. взрослый, уважая ребенка, его состояние обязан предоставить ему право выбора- участвовать или не участвовать в совместном мероприятии.
8) Образовательный процесс предполагает внесение изменений в планы. В программы с учетом интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, но не как «готовый шаблон» образовательного процесса.
Следовательно, грамотно составленные «модели» воспитательно-образовательного процесса, четкое понимание между «старым» и «новым» служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования..
Размещено: 19.03.2015