Навигация
Основные сведения об образовательной организации Структура управления МБДОУ Документы Положение по сайту Образование Образовательные стандарты ФГОС ДО Руководство.Педагогический состав Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Деятельность образовательной организации Электронные образовательные ресурсы Экскурсия по саду Прием в МБДОУ ЦРР №5 Рекомендации специалистов Наши достижения Мероприятия детского сада Карта сайта Профсоюз Безопасность Стипендии и иные виды материально поддержки Информационная безопасность Результаты проверок Организация питания и медицинского обслуживания Инновационная деятельность Охрана труда Информация для родителей Аттестация педагогических кадров Добровольные пожертвования, антикоррупция Консультационный центр Вакантные места для перевода(приема) Электронная приемная заведующего ДОО Статистика посещений Чем занять ребенка! Сайты для детей и их родителей! ОБУЧАЮЩЕЕ ВИДЕО-ИГРАЕМ и РАЗВИВАЕМСЯ
Архив материалов
<< Май 2020 >>
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Нашим людям
Имя:
Пароль:


Входить автоматически

[Забыли пароль?] [Регистрация]

Наши новости

С международным женским днем!

Коллеги, в этот день весенний, День красоты, цветенья и любви, Примите с 8 Марта поздравленья, Пусть все желанья он осуществит. Пусть в семьях ваших царствует достаток, Удача, понимание, тепло, И чтоб вы стали главным адресатом, К кому сегодня...
подробнее...

С 8 марта

Уважаемые женщины! Просим вас принять поздравления с самым нежным, женственным и красивым праздником в году — с 8 марта! Желаем вам всего самого наилучшего: крепкого здоровья, устойчивого достатка, домашнего уюта, успехов в делах, крепкой...
подробнее...

НЕТ ПОБОРАМ!

Телефон горячей линии по вопросу незаконных сборов денежных средств с родителей (86135)4-08-23 8(918)2182180 Договор пожертвования денежных средств
подробнее...

Наш поиск

из опыта работы педагога-психолога О.А.Елкиной Тема: « Значение развития рефлексивных процессов у детей дошкольного возраста»

  « Значение развития рефлексивных процессов у детей дошкольного возраста»

 Плотник постигает свое ремесло   в процессе работы, ребенок познает жизнь в процессе ее проживания.

                                                                                                    А. Лоуэн

          Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.

          Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

           Обязательным условием создания развивающей среды в ООД является этап рефлексии.

Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни - обучению в школе.

 Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с преддошкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

            Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

В работах ряда авторов [1; 2; 6] отмечается, что трудности, возникающие у младших школьников, нередко обусловлены недостаточным осознанием процесса выполнения деятельности. Так, в качестве важнейших причин трудностей первых лет обучения в школе выделяют недостаточный уровень развития произвольной регуляции деятельности, анализа, внутреннего плана действий, ориентации на группу сверстников, рефлексивных возможностей. Поэтому уже в дошкольном детстве необходимо обращать внимание на развитие у детей предпосылок познавательной рефлексии, что в дальнейшем позволит им более осознанно относиться к своей деятельности (в том числе и учебной).

Проблема познавательной рефлексии в отечественной психологии рассматривается в работах В.И. Слободчикова [7], М.Э. Боцмановой [4], И.А. Кайдановской [5]. Под познавательной рефлексией этими авторами понимается способность субъекта к осознанию процесса выполнения задания. При этом предполагается, что при осознанном выполнении задания субъект учитывает свои возможности и способности, особенности задания (инструкции), продуктивность способа достижения цели, умение оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в качестве предпосылок познавательной рефлексии будут выступать появление и совершенствование возможностей ребенка ориентироваться на отдельные компоненты процесса решения познавательных задач: на условия, на способ выполнения и на результат.

            Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

             Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в школе, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не  обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно(3).

             Искренне желая, чтобы наши дети получили подлинное знание, мы в тоже время отказываем им в праве на собственное мнение и спешим навязать свое собственное. Человек учится не только головой, но и сердцем, и всем своим существом. То, что познано таким образом, является подлинным знанием. То, что коснулось лишь головы, остается просто информацией. Задача педагогов сделать для ребенка образование радостным приключением самораскрытия и самопознания.

           Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с преддошкольного  возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

  

Притча «Урок бабочки» (8)
        Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. 
         Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. 
         Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! 
         Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. 
         А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. 
         Также и в воспитании детей. Если педагоги будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размещено: 19.03.2015

Оставить комментарий:

Ваше имя:

        


Введите цифры на картинке:

Copyright © 2011 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад №5 "СКАЗКА".

Создание сайта - studiowb