Вот и закончилась череда новогодних утренников в детском саду. Наши новогодние утренники была яркими, веселыми и музыкальными. Нарядная елочка, подарки, Дед Мороз со Снегурочкой, Снеговик, Баба Яга, Лиса и Волк и множество других сказочных...
подробнее...
ПРОГРАММА ДОЛГОСРОЧНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ (ПДС)-новые инвестиции в твое будущее
подробнее...
«Субъекты РФ — навстречу гражданам России 2024»: федеральный новостной лекторий. Руководствуясь задачами информирования широких кругов общественности и федеральных органов государственной власти в деле обеспечения регионами...
подробнее...
« Значение развития рефлексивных процессов у детей дошкольного возраста»
Плотник постигает свое ремесло в процессе работы, ребенок познает жизнь в процессе ее проживания.
А. Лоуэн
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды в ООД является этап рефлексии.
Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни - обучению в школе.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с преддошкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
В работах ряда авторов [1; 2; 6] отмечается, что трудности, возникающие у младших школьников, нередко обусловлены недостаточным осознанием процесса выполнения деятельности. Так, в качестве важнейших причин трудностей первых лет обучения в школе выделяют недостаточный уровень развития произвольной регуляции деятельности, анализа, внутреннего плана действий, ориентации на группу сверстников, рефлексивных возможностей. Поэтому уже в дошкольном детстве необходимо обращать внимание на развитие у детей предпосылок познавательной рефлексии, что в дальнейшем позволит им более осознанно относиться к своей деятельности (в том числе и учебной).
Проблема познавательной рефлексии в отечественной психологии рассматривается в работах В.И. Слободчикова [7], М.Э. Боцмановой [4], И.А. Кайдановской [5]. Под познавательной рефлексией этими авторами понимается способность субъекта к осознанию процесса выполнения задания. При этом предполагается, что при осознанном выполнении задания субъект учитывает свои возможности и способности, особенности задания (инструкции), продуктивность способа достижения цели, умение оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в качестве предпосылок познавательной рефлексии будут выступать появление и совершенствование возможностей ребенка ориентироваться на отдельные компоненты процесса решения познавательных задач: на условия, на способ выполнения и на результат.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.
Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в школе, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно(3).
Искренне желая, чтобы наши дети получили подлинное знание, мы в тоже время отказываем им в праве на собственное мнение и спешим навязать свое собственное. Человек учится не только головой, но и сердцем, и всем своим существом. То, что познано таким образом, является подлинным знанием. То, что коснулось лишь головы, остается просто информацией. Задача педагогов сделать для ребенка образование радостным приключением самораскрытия и самопознания.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с преддошкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Притча «Урок бабочки» (8)
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если педагоги будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
Размещено: 19.03.2015